Публикации

Люди для рынка труда или рынок труда для людей?

    На дворе кризис, и снова обострился вопрос о качественных и количественных запросах рынка труда. В последние годы многие высокопоставленные топ-менеджеры пугали нас невероятной встряской рынка труда: вместо половины “старых” профессий, которые неизбежно исчезнут, появятся невиданные ранее новые, но в меньшем количестве, а, значит, столько-то процентов людей окажутся без работы, если не успеют вовремя адаптироваться к изменениям. Однако, как обычно бывает в подобных случаях, пророки ошиблись. Что бы ни происходило, какие бы структурные преобразования не переживала экономика, большая часть людей всегда оставались работать в традиционных секторах и в традиционных форматах.
    Как и любой экономический шок, нынешний кризис вновь дает высокую оценку универсально подготовленным специалистам, получившим современное образование по классическим университетским стандартам. Да и ответы на вопросы где и как его получить – вполне стандартные. Ценность современного университетского образования в его универсальности: обладая начальными навыками в любых направлениях, человек становится достаточно мобильным на подвижном рынке труда, для адаптации к которому ему остается лишь пройти программу профессиональной переподготовки, чаще экономическую или юридическую. Рынок труда лишь корректирует свои запросы. Поэтому человек с техническим или физико-математическим образованием, проходя профпереподготовку, например, по программе “Экономика предприятия”, довольно быстро становится не только компетентным аналитиком и финансовым специалистом, но и приобретает все необходимые компетенции для управления бизнесом. Ведь на его математический бэкграунд очень легко ложатся строгие экономические расчеты. А человек с фундаментальным гуманитарным образованием способен довольно быстро собрать воедино юридические компетенции, что позволит ему реализовать себя в практике корпоративного права.
    Главное достижение образовательных программ наших дней – их широкая направленность, которая не делает выпускника “рабом” одной-единственной специальности, которая, действительно, может умереть в связи с технологическими сдвигами. Посмотрите, насколько живо университеты перестроились на дистантную форму обучения. Да, именно сейчас можно услышать много критики в ее адрес, но очевидно одно: образование держит удар, оно адаптируется не только под смещающиеся запросы рынка труда, но и отвечает более жестким вызовам, таким как противоэпидемиологические ограничения.
    Сейчас, пребывая в режиме самоизоляции, мы можем переживать о потерянном, беспокоится о будущем и бесповоротно терять настоящее. А на самом деле, сегодня, когда многие из нас столкнулись с неопределенностью будущего, появляется дополнительный аргумент в пользу получения дополнительной квалификации, которая поможет каждому из нас выйти на новую ступень личностного развития после перезагрузки экономики, которая обязательно случиться на горизонте полутора-двух лет. Да и доступность этих программ в новых форматах выросла, даже по сравнению с тем, что было всего год назад. Главное, верить в себя, в свои способности и помнить, что в долгосрочном периоде экономика всегда растет. И каждый из нас должен быть к этому росту готов профессионально.

Юрченко Константин Павлович,

к.э.н., доцент, ведущий преподаватель

Центра бизнес образования ИнЭУ УрФУ